Пермское суворовское – начало пути.
Мечта – стать офицером – появилась у меня с раннего детства. Мы, ребятишки послевоенного поколения, подрастали, впитывая от отцов и дедов рассказы о кровавой войне и Великой Победе. Играть в войну для нас было так же естественно, как играть в футбол или хоккей. И всё-таки определяющим моментом в желании стать военным для меня был приезд концертной бригады Свердловского суворовского училища. Посёлок Рассвет, в котором прошло моё детство, находится на самой окраине Свердловской области, на рубеже между Сибирью и Уралом. Когда-то здесь проходила граница между двумя огромными по протяжённости губерниями: Пермской и Тобольской. В общем, что с запада, что с востока – удалённый от столиц губернии медвежий угол.
И вот однажды в этот угол приехали почти ровесники в военной форме, которые сильно отличались от нас, деревенских пацанов, по всем направлениям. Ладные, физически крепкие и стройные суворовцы пели песни, читали стихи, в том числе и собственного сочинения, играли на инструментах и танцевали так, что завидовали не только мы, но и наши девчонки. К тому времени мы кое-что уже знали о суворовцах. Почти все прочитали популярную повесть "Счастливый день суворовца Криничного", информацию о суворовских училищах. Но это книги, а здесь мы увидели живых ребят, и их универсальная подготовка нас поразила.
Под впечатлением выступления необычных артистов мы с другом решили поступать в это училище. (В то время в суворовское набирали после восьмого класса). Но были отсеяны на ранней стадии: слишком велик был конкурс. Однако даже это тактическое поражение повлияло на дальнейшую судьбу. Стало понятно: чтобы достичь чего-то в жизни, нужно не только мастерски гонять футбол и шайбу, но и хорошо учиться. Мы на себе прочувствовали истину, которую пытались нам вдолбить учителя: "Научить человека чему бы то ни было невозможно. Можно только помочь ему научиться". После окончания средней школы мы поступили в военные училища. Друг стал военным штурманом, я – военным инженером. Тот урок не прошёл даром: имея тройки в школе, военное училище и военно-инженерную академию я закончил с отличием.
И вот спустя полвека мне всё же удалось побывать в суворовском училище с делегацией пермских писателей, в которую помимо меня входили Андрей Зеленин, Виталий Богомолов и Алексей Дубровин.
Пермское суворовское училище было построено по программе президента и работает первый год. В классах, коридорах и жилых помещениях ещё не выветрился запах новой мебели. Училищу только предстоит заслуживать репутацию, нарабатывать традиции и пройти стадию сплочения. Об условиях, в которых живут воспитанники, раньше можно было только мечтать. У каждой роты свой этаж. Суворовцы живут не в казарме, а в кубриках по два человека. Классы, залы, учебная и бытовая база – всё соответствует современным требованиям и стандартам.
Я всегда скептически относился к узкому профессионализму. Человек – существо широкопрофильное. Превращать его в маленький винтик, который можно в любой момент выбросить и заменить новым, дело неблагородное и вредное. Во время службы в армии усвоил важную истину – настоящие офицеры получаются из образованных и всесторонне развитых ребят. Кто не только много знает, но и многое умеет. Именно на них, а не на узких специалистах, и уж тем более не на тех, кто делает карьеру по протекции, держалась и держится русская армия. Лучшим примером является генералиссимус Суворов А.В., в честь которого и названы эти училища. В Пермском суворовском училище, для подготовки грамотных, всесторонне-развитых защитников Отечества есть всё. Самое главное – есть ребятишки, живые, непосредственные, пытливые и честные. В них видно желание жить настоящей жизнью и познавать её. (Взгляните на фото – станет понятно без слов). У ребят первого набора нет старших товарищей, с которых бы младшие брали пример. Зато они первые! Первопроходцы, на которых будут равняться последующие поколения. Этим нужно гордиться, но это ко многому и обязывает.
Сейчас нередко ругают молодое поколение за инфантильность, эгоизм, цинизм, безразличие ко всему, неумение читать и говорить по-русски. Отчасти это справедливо. Немало ребят с пустыми глазами, отсутствующим взглядом, интересы и запросы которых зависли на одних только развлечениях. Суворовцев, с которыми мне удалось встретиться, к этой категории никак не отнесёшь. У этих мальчишек в погонах есть одно общее качество – жажда жить полнокровной (не виртуальной) жизнью и добиться в этой жизни реальных результатов. Глядя на них, понимаешь: из этих ребятишек будет толк.
К сожалению, в обществе не все это понимают. Слишком сильны, порой, стереотипы негативного отношения к людям в погонах. Однажды одна дамочка при мне бросила фразу: "В этих училищах (суворовских и кадетских) растят солдафонов!". Никак не могу с ней согласиться. На мой взгляд, солдафонов, пьяниц, наркоманов и прочий человеческий отстой "растят" как раз элитные гимназии (за которые она ратовала), где основным мерилом грамотности является сумма заплаченных за обучение денег и даже питание детей богатых и бедных производится раздельно.
В суворовском училище по социальному признаку детей не делят. Поэтому бросается в глаза не только дисциплинированность ребят, но и их дружелюбное отношение друг к другу и уважительное отношение к старшим. А это залог того, что из них вырастут не только хорошие воины, но и настоящие граждане нашей страны.
В училище ещё немало предстоит сделать. Не всё достроено в области учебно-материальной базы. Нужны наработки в учебно-воспитательной работе. Начальник училища генерал-майор Батмазов В.А. посетовал: нет у училища своего гимна. Нужна своя песня, которую можно было бы петь и в строю, и на эстраде. Это должен быть гимн маленьких воинов, будущих защитников России. (Чтобы выполнить его просьбу, было бы неплохо объявить конкурс среди поэтов Прикамья). Одним словом, проблемы роста неизбежны. Главное – курс взят правильный. Поэтому, уже в первом учебном году есть несомненные успехи в учёбе, спорте. Хочется верить, что преуспеют воспитанники и в деле военно-патриотического воспитания. Суворовцев увидят не только в краевом центре, но и на периферии края. Чтобы изменилось у ребят на гражданке мнение об армии. Чтобы у пацанов из медвежьих углов появилась мечта.
В добрый путь, Пермское суворовское! Попутных ветров и добрых традиций!
Николай Башмаков
Фотографии.
ПЕРМСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (Посёлок Звёздный, 18 апреля 2016 г.).
С начальником училища. Слева направо: Николай Башмаков, Виталий Богомолов, генерал-майор Батманов Виктор Александрович, Андрей Зеленин, Алексей Дубровин.
Выступление перед воспитателями и преподавателями. Николай Башмаков, Виталий Богомолов, Алексей Дубровин, Андрей Зеленин.
Преподаватели и воспитатели училища, прибывшие на встречу с писателями.
2 рота. Дежурный по роте вице-сержант Шахбанов Р.Р. отдал рапорт и не удержался от вопроса. Его заинтересовала юбилейная медаль "315 лет инженерным войскам России".
Педагог-организатор 2 роты Юлия Баева представляет суворовцам детского писателя Андрея Зеленина и прозаика Николая Башмакова.
Книги и отдельные рассказы с автографами в подарок 2 роте.
В глазах ребят интерес.
Слушают с удовольствием и прекрасно понимают юмор.
Запись в книге посетителей 2 роты.
Автограф вице-сержанту Иванову Т.П.
Старший воспитатель (начальник 2 роты) Камынин Андрей Михайлович вручает гостям благодарственные письма от начальника училища.
|